Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A
Зайти на сайт
Логин:
Пароль:


Регистрация
Забыли свой пароль?

О справедливости и других чувствах

просмотров: 581
17.02.2021

Только собственным примером можно научить детей быть справедливыми и не поддаваться тоске и отчаянию.

Исходите из принципа: предупреждён – значит вооружён. Нельзя научить ребёнка осторожности, не рассказывая ему об опасностях. Будьте честными с ребёнком независимо от возраста. Например, не говорите ребёнку, что будет не больно делать укол, скажите: «Сейчас доктор быстро укол сделает, чтобы ты не болел, и мы пойдём гулять (играть и т.д.)», а если ребёнок боится, спрашивает, будет ли больно, честно скажите, что да, будет немного неприятно.

Хорошие помощники в подготовке ребёнка к «суровым будням» - книги (во многих сюжетах героя обижают и обманывают, а кто-то наоборот, оказывает ему бескорыстную помощь). Например, для маленьких детей это сказки «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», для детей постарше – «Крошечка-Хаврошечка», или рассказы В. Драгунского. Во многих фильмах и мультфильмах тоже используется сюжет несправедливой обиды и бескорыстной помощи.

Учите ребёнка всегда верить в успех («У тебя всё получится», «Кто ищет, тот всегда найдёт»). И философски относиться к проблемам («Да, сейчас не очень удачный период, но скоро наступит другой, более успешный», «Будет и на нашей улице праздник»). Познакомьте его с принципом древних мудрецов: «То, что не убивает меня, делает сильнее».

Учите детей отвечать за свои поступки и слова. Лучшим последствием для ребёнка являются естественные результаты его поступка. Что толку от криков, стояния в углу и т.п. Намусорил – убери, испачкал – стирай. Обидел брата – сиди один, скучай. Забыл тетрадь – получай замечание в дневник.

На собственном примере учите ребёнка признавать и исправлять свои ошибки («Прости, я был не прав, не сдержался», «Я совершила ошибку, когда за тебя решила, что для тебя будет лучше»).

Ребёнок имеет право расстраиваться в случае неудачи. Учите его даже промахи обращать себе на пользу, делать выводы, не попадаться больше в эту «ловушку». Например, «Что ж, этому человеку нельзя доверять», «Впредь не стоит надеяться, что такой подход к делу сойдёт с рук».

Иногда мы проигрываем. И это тоже результат (опыт). Внушайте ему, что это нормально, если что-то получается не сразу, а постепенно. Можно плакать, если проиграл, но драться с победителем недопустимо. «Ты расстроен неудачей, проигрышем. Так бывает. Проигрывать неприятно. Будем тренироваться и у тебя будет получаться всё лучше и лучше. Я буду помогать.» - вот что можно сказать расстроенному ребёнку.

Не оставляйте ребёнка наедине со своими переживаниями (если он сам об том не попросил). Независимо от возраста, в тяжёлой, неприятной ситуации ребёнку важно знать, что он не одинок. Обсуждайте с ребёнком происшествия, свидетелем которых он стал, поясняйте ему мотивы поступков окружающих.

Если случилась настоящая беда, надо помочь ребёнку её пережить, а не делать вид, что всё хорошо. Ребёнку необходимо быть сопричастным к общему горю, иначе он станет переживать своё горе, ещё более тяжкое и страшное, потому что не разделённое ни с кем и непонятное ему. Поплачьте вместе с ребёнком, расскажите, что случилось, поделитесь с ним своими чувствами, напомните, что он не один («Я тебя очень люблю, ты мне очень нужен»). И дайте ребёнку возможность реагировать на случившееся к, как он может: быть грустным или задумчивым, рисовать сюжеты о случившемся или задавать вопросы.

Привлекайте детей к посильной борьбе с несправедливостью («Давай вылечим раненую птицу», «Давай подумаем, как ты можешь поддержать одноклассника, которого все обижают?», «Давай отправим посылку детям сиротам»). Ведь действуя, легче противостоять бедам, и чувство собственного бессилия и отчаяния уменьшается.

По материалам книги Марины Кравцовой «Отверженные: честная книга о детской жестокости».


Возврат к списку