Влияние мультфильмов на психическое развитие ребёнка
Дети дошкольного возраста в связи с отсутствием «фильтра» приёма информации пассивно поглощают всё то, что воздействует на них с экрана. В отличие от взрослых они не могут игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.
По данным за 2011 г., от 20 до 40% своего свободного времени ребёнок-дошкольник проводит у экрана. Мультфильмы – неотъемлемое средство его социализации. Психологические механизмы мультипликации как вида искусства воздействуют на сознание ребёнка. При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:
- заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
- внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
- подражание – следование примеру, образцу.
У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причём поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребёнок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм даёт большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таки образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).
К сожалению, не все мультфильмы могут демонстрировать такие психологические и педагогические возможности.
Безопасно ли смотреть современные мультфильмы?
По результатам проведённых исследований получены данные о влиянии мультипликации на эмоциональную сферу дошкольников.
Быстрые – с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывали гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к педагогу. Яркие (с использованием контрастных, выделяющихся, «кислотных», неестественных цветов) мультфильмы впоследствии вызывали сильные переживания у детей. Анализ их рисунков, выполненных после просмотра современных популярных мультфильмов, показал определённое напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.
Влияние негативных сцен мультфильмов на развитие ребёнка:
Сцена: главный герой ведёт себя агрессивно, наносит разного рода вред другим героям.
Последствия просмотра: жестокость, немотивированная злость и агрессия по отношению к другим детям.
Сцена: плохие герои остаются безнаказанными, т.е. нет объяснения что хорошо, а что плохо.
Последствия: ребёнок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми.
Сцена: опасные сцены, которые не могут быть реализованы в реальной жизни.
Последствия: опасные примеры поведения. Снижение у ребёнка инстинкта самосохранения, что может нанести ущерб здоровью.
Сцена: герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей.
Последствия: неадекватное формирование у ребёнка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной идентичности.
Сцена: герои безнаказанно издеваются над немощными и старыми людьми, наносят вред животным и природе.
Последствия: знания, умения и навыки, полученные в результате систематического просмотра, могут негативно сказаться при общении с родителями и сверстниками.
Безусловно, родители заинтересованы ограждать детей от мультфильмов, содержащих информацию определённого рода. Но, оценивая предпочтения детей, мы видим, что на практике это не всегда получается. Например, любимый многими детьми мультфильм «Маша и Медведь» содержит сцены с агрессивным поведением героев.
Для помощи родителям в выборе мультфильмов для детей разработана схема анализа мультфильмов (см. вложение).
Зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка. Взрослым необходимо обсуждать с детьми содержание просмотренных мультфильмов, проговаривать события и поведение героев. Такое общение сформирует у ребёнка более чёткую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма.
По материалам статьи И.Н. Тимошиной, А.В. Морозовой «Влияние мультфильмов на психическое развитие ребёнка» // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2013. - № 5. – С. 49-58.
- Схема анализа мультфильма.doc (DOC, 642)